Озеленение | Саженцы | Ландшафтный дизайн
jtemplate.ru - free templates joomla

УДК 712.4.01(571.51)

 Формирование ландшафтных композиций в городских скверах

А.А. Россинина, Т.Ю. Аксянова

ГОУ ВПО “Сибирский государственный технологический университет”

Россия

Каркас города функционирует в двух разных режимах: режим обыденного движения и режим движения демонстративного, зрелищного и потому непременно декоративного [1]. В совокупности все объекты в городской среде взаимосвязаны и формируют целостный механизм.

На совершенствование структуры города были направлены разработки проектов “идеального города” такими выдающимися мировыми архитекторами, как Ле Корбюзье (“лучезарный город”, “современный город”), Э. Говард (“город-сад”), Ф. Райт (“город широких просторов”) и др. [2]. Однако по разным причинам эти проекты не осуществлялись или были реализованы в недостаточной степени.

В результате, большинство современных городов имеет хаотичный характер застройки с высокой плотностью. Узкие улицы с высокими зданиями негативно воздействуют на визуальное восприятие среды и создают эффект городских каньонов, ухудшающих воздухообмен в городе [2]. В современной градостроительной практике отсутствует пример полноценного грамотно спроектированного города, обладающего благотворным полифункциональным влиянием на жителей (сенсорным – визуальным, запаховым, звуковым, а также в значительной степени культурным, социально-экологическим, социально-психологическим и др.).

Комфортность городской среды во многом определяется характером застройки и размещением “участков визуального отдыха” – зеленых насаждений. В современных крупных городах система озеленения зачастую не простроена, а формируется по остаточному принципу – деревья, кустарники и, что реже, травянистые растения “заполняют” небольшие островки земли, оставшиеся после строительства. Особенно остро стоит проблема озеленения исторических частей городов.

Территория района исторической застройки в крупном сибирском городе – Красноярске составляет 418 га. По данным инвентаризации зеленых насаждений, проведенной в исследуемом районе под руководством О.С. Артемьева в 1990 г. [3], зеленые насаждения занимают 81,75 га (19,55 %). В свою очередь, газоны занимают 79,46 га (18,99 %) от общей площади зеленых насаждений, цветники - 1,35 га (0,32 %) и отдельно растущие деревья - 0,94 га (0,22 %).

При пространственном анализе системы озеленения центральной части г. Красноярска отмечено, что она представлена насаждениями улиц, небольшими межквартальными скверами, более крупным по площади сквером им. Сурикова (на ул. Ленина), Красной площадью, площадью революции, озелененной набережной левого берега р. Енисей и центральным парком культуры и отдыха на ул. Карла Маркса. Последний объект зеленого строительства является самым крупным по площади.

Недостатки структуры садово-парковых композиций хотелось бы рассмотреть на примере городского сквера им. В.И. Сурикова. В центре сквера установлен памятник, возле него – цветник квадратной формы, со сменным цветочным оформлением из однолетних растений. Также на объекте присутствуют зеленые скульптуры жирафов в натуральную величину, обсаженные почвопокровными растениями. В остальном, территория сквера представляет собой посадки деревьев первой величины (в основном, вяза мелколистного, клена ясенелистного и др.) на газоне. По классификации Г.А. Потаева, в сквере представлены ландшафтные композиции детального обзора (т.к. расстоянии до обозреваемых объектов не превышает 100 м). Следовательно, человек, проходящий по дорожке в сквере, обозревает не панорамы (обширное пространство), а висты (панорамы, ограниченные кулисами) [4]. Это во многом определяет структуру ландшафтных композиций и объемно-пространственное решение сквера в целом. По законам визуального восприятия, ландшафтная композиция хорошо ”читается” в том случае, если видовая точка удалена от самого высокого элемента группы на две его высоты. На исследуемом объекте это условие не выполняется. В результате, при визуальном сканировании окружающей среды человеческий глаз видит однообразные по цвету и форме стволы деревьев и немного – нижнюю часть кроны. Как отмечает В.А. Филин [5], быстрые движения человеческого глаза – саккады совершаются постоянно. При этом важно, чтобы взгляду было на чем остановиться, т.к. при этом глаз успокаивается, и амплитуда его саккад уменьшается до минимальных значений. Объясняя это с позиций видеоэкологии, можно сказать, что в структуре рассматриваемой садово-парковой композиции отсутствуют акценты – растения или группы растений оптимально подобранной для восприятия высоты и общего габитуса. В связи с этим, амплитуда саккад при обозрении существующих композиций в сквере им. Сурикова, постоянно высока. Для ее минимизации предлагается введение в композицию из крупных деревьев и плоского газона наполнения в виде среднего яруса – кустарников и травянистых растений. Этот прием позволит грамотно расставить функциональные роли растений в насаждениях: цветущие кустарники и травянистые растения – фокусные, деревья первой величины и газон – фоновые, кустарники – дополняющие. Аналогичный прием следует применять и на остальных объектах городского озеленения.

Четко простроенные композиции, а также соблюдение баланса открытых и закрытых пространств на территории объектов озеленения позволят сформировать комфортную визуальную среду.

Список литературы

1 Гутнов, А.Э. Мир архитектуры: лицо города / А.Э. Гутнов, В.Л. Глазычев. – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 350 [2] с., ил. – (Эврика).

2 Тетиор, А.Н. Социальные и экологические основы архитектурного проектирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Тетиор. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 240 с.

3 Артемьев, О.С. Структура насаждений центральной части Красноярска / О.С. Артемьев // Лесная таксация и лесоустройство: межвуз. сб. научн. тр. - Красноярск: КГТА, 1995. – С.123-125.

4 Палентреер, С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство: избранные труды. 2-е изд., испр. – М.: МГУЛ, 2003. – 308 с.: ил.

5 Филин, В.А. Видеоэкология /В.А. Филин. – М.: Тасс-реклама, 1994.